Этот музей дает посетителю почувствовать, понять мировосприятие Дали, такое необычное, неординарное, интригующее, завораживающее, заставляющее погрузиться в совершенно другой мир. Музей позволяет увлечь посетителя творениями гениального художника.
Идея создания музея.
Осенью 1960 года Рамон Гуардьол Ровира, мэр города Фигераса, обратился с просьбой к Дали презентовать одну из его работ в фонд местного музея. Дали не только поддержал эту идею, но и принял решение сделать подарок родному городу в виде целого музея. Во время гражданской войны городской театр был разрушен, Дали решил на базе театра создать музей. Первые произведения художника были впервые выставлены именно в его родном городе. Дали считал себя театральным художником, рядом находилась церковь, в которой он был крещен, поэтому он считал это место очень подходящим для его проекта. Строительство музея художник предполагал начать с сооружения стеклянной крыши над театральными подмостками. Городские власти решили назвать театр – музей именем Сальвадора Дали. Эмилио Пересу Пинейро, испанский архитектор, который умел строить сетчатые купола, начал строить необычный свод театра.
Открытие музея.
В 1970 г. Театр-Музей открылся заблаговременно, Дали показал картину «Дворец ветра», которая должно была поместиться на потолке главного фойе, а также проект общей экспозиции. Сооружение реставрировали известные испанские зодчие Жоаким Рос де Рамис и Александре Бонатерр. Чуть позднее там организовали экспозицию ювелирных работ Дали. Эта выставка стала неофициальным открытием музея. После долгой активной работы реставраторов, архитекторов, постоянной поддержки городской администрации и инициативной творческой деятельности самого мастера Театр – Музей Дали открыли в 1974 году, когда члены местной власти вместе с великим художником торжественно перерезали ленту. Собравшиеся на открытии музея выражали свой восторг, на каждом шагу их встречало что-то неожиданное. Дали подробнейшим образом комментировал свои воплощенные идеи зрителям. Во время прохода под куполом театра собравшиеся остановились у старой сцены, чтобы прослушать Гимн Музея, который был сочинен Хальфтером специально для открытия. Музей все время развивался, Дали создавал все новые шедевры, изменял выставки и интерьер отдельных холлов и комнат, добавлял и совершенствовал разные экспонаты до конца своей жизни. Театр- Музей без сомнения стал кульминацией его сюрреалистического творчества.
Экспозиции музея.
Сегодняшний Театр-Музей Дали четко разделяется на две составные части. Первая базируется в прежнем городском театральном здании, дата постройки которого относится к 19 веку, а в начале февраля 1939 года это великолепное здание зодчего Рока-и Бросом подверглось разрушающему пожару. Театральное здание, ставшее Театром музеем считается частью единого художественного замысла великого художника, продуманного до самых тонких деталей. Эта часть музея не подвергается никаким, даже малейшим изменениям.
Вторая часть содержит расширенные залы, например, часовня под землей, где захоронили Дали и Башни Галатеи, сохранившие элементы крепости со времен средневековья, экстерьер и план которой подвергся изменениям. В этой части здания Дали прожил да до конца жизни. Башня Галатея должна была стать по идее художника мемориалом всех тайн. В Башне располагаются артефакты аргонавтов и "Пещера Загадок». Воспроизведенный кабинет Франческо Пужольса разместили в одном из залов, устроили кинозал, в котором по замыслу Дали демонстрировались новости науки и эстетики. Декор в форме манекенов, яиц и хлебцев оформлял крышу Башни Галатеи. В июле 1990г. в половине здания, где жил Дали открыли новую выставку с его последними работами (1979-1983гг.). Король и королева Испании открыли дополнительные выставочные помещения, где выставили экспонаты Фонда Сальвадора Дали, с грандиозной картиной «Апофеоз доллара» (1965г.) и выкупленные ювелирные работы из Америки. Там демонстрируются оригинальные произведения и их эскизы. Театр-Музей пронизан творческим темпераментом гения. сконцентрировался под сводами Музея Дали впечатляющий, поражающий воображение человека космос сюрреализма».
Любой зал, любая экспозиция и любой отдельный элемент Театра-Музея притягивает, образует необычайную таинственность. Очереди любителей искусства Дали никогда не закончатся, таинственность творчества великого гениального художника всегда будет притягивать и знатоков, и простого ординарного зрителя. Перед человеком открывается неосознанный, интуитивный мир, здесь, как и в других музеях висят картины, но каждая из них заставляет задуматься и вызывает у зрителя разные чувства от восхищения до отвержения, тем не менее, крепко удерживают его внимание. У любой религии имеются свои таинства. Ученые объясняют их с научной точки зрения, и тайны исчезают.
Посещение Музея-Театра Сальвадора Дали однажды заставляет людей вернуться сюда вновь, хотя бы даже виртуально, зритель стремится к индивидуальному знанию, к стремлению человека познать себя с помощью гениального художника.